Гражданин и патриот

В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.

( Т.Г.Шевченко)

Любит Родину не тот, кто о ней говорит, а тот,  кто для нее действует.

россия

Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе является одним из приоритетных. В работе по данному направлению мы ориентируемся на следующие понятия:

Патриот - это человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Настоящий патриот

  • дорожит, ценит и любит свою Родину, народ, язык, историю, гордится своей культурой, достижениями народа;
  • помнит и почитает прошлое своих предков, их заветы и воспоминания, бережно хранит их для будущих поколений, передавая все, что удалось запомнить и сохранить из уст в уста, из поколения в поколение;
  • с уважение относится к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям;
  • предан своей Родине, стремится сделать все возможное, чтобы сохранить ее саму, ее народ и ее культуру;
  • готов служить  Родине,  встать на ее защиту, стремится защитить ее интересы и границы, отстаивает ее свободу и независимость;
  • постоянно укрепляет свое физическое и нравственное здоровье;
  • постоянно улучшает свой быт, образ жизни и культуру поведения,
  • имеет хорошую семью, содержит в надлежащем состоянии свое жилище.

Гражданин – это человек, принадлежащий к населению, народу того или иного государства, пользующийся всеми правами этого государства, и исполняющий все обязанности перед ним.

Хороший гражданин

  • это высоконравственный, законопослушный, патриотически – настроенный человек;
  • это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа;
  • участвует в политической и правовой жизни общества;
  • участвует в выборах и понимает важность происходящего;
  • сознательно сочетает личные и общественные интересы;
  • проявляет гражданскую ответственность и гражданский долг;
  • ориентирован на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых и межличностных отношений;
  • проявляет уважение к закону и стремится к совершенству в рамках закона.

Понятия «гражданин» и «патриот» очень близки и тесно связаны, поэтому работа по данному направлению  осуществляется в системе. Она реализуется через объединение усилий,  постоянное творческое взаимодействие, сотрудничество школы, семьи и социума; через партнерские связи с центрами дополнительного образования, другими внешкольными учреждениями и организациями, через связь с общественными организациями, органами местного самоуправления и совместными с ними делами.

В условиях школы гражданственность и патриотизм формируются в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции нашего народа; героическую борьбу, подвиги соотечественников, уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Широко применяется нами в данном направлении краеведческий материал, собранный в школьном музее.  На базе музея создан краеведческий клуб «Поиск».  Используемые формы краеведческой деятельности разнообразны и направлены в большей степени на практические дела. Краеведы работают с архивными документами, проводят встречи со знатными жителями поселка, района, выпускниками школы, интересными людьми, организуют трудовые операции по благоустройству памятных мест поселка, они стали инициаторами установления в школе мемориальной доски выпускникам школы, погибшим при исполнении воинского долга в Чеченской республике. Музейные средства педагогики позволяют приобщить всех учащихся и гостей школы к постижению гражданских, патриотических и духовно-нравственных ценностей.

Во внеурочной деятельности широко используются нами исследовательская и проектная деятельность, в ходе которых расширяются и углубляются их знания и формируется гражданская позиция учащихся. Организована деятельность детских объединений «Патриот», «Пионеры», «Росичи».

В школе разработана и успешно используется система внеклассных мероприятий по гражданскому и правовому воспитанию. Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные памятным страницам истории нашей страны, нашего народа, своей семьи,

встречи с живыми свидетелями исторических событий,

 Виртуальные путешествия по родному краю.

 

Активно используется творческий потенциал учащихся: организуются творческие конкурсы рисунков, фотографий,  сочинений, стихов, мини-рассказов, фестивалей песен.

 

Коллектив школы – активный участник районных и областных акций «Мы – граждане России». Традиционны Уроки Парламентаризма с привлечением депутатов районной Думы, «Правовой семейный градусник»,  «Уроки финансовой грамотности». В рамках Недели правовых знаний сотрудники правоохранительной сферы знакомят учащихся с правами и обязанностями, положениями Административного кодекса и другими нормативными документами.

 

С целью развития демократических начал в школе действует система активного включения в процесс образования и управления им самих учащихся через участие старшеклассников в составе Совета школы, через работу органов ученического самоуправления – школьную республику «ВИТА». Одна из главных традиций школьной республики является организация, подготовка и проведение всех коллективных творческих дел, большинство из которых имеют патриотическую направленность.

Важное место отводится в школе физическому воспитанию учащихся, как одной из форм организации гражданско-патриотического воспитания. Учащиеся занимают призовые места по большинству видам спорта, в оборонно-массовых состязаниях: стрельбе из пневматической винтовке, разборке и сборке автомата Калашникова, подтягивании на перекладине, конкурсе «А, ну – ка, парни!», играх «Зарничка» и «Зарница», в смотре строя и песни,  «Школе безопасности», военно-полевых сборах».

Одной из ведущих форм гражданско-патриотического воспитания является добровольное и посильное включение учащихся в изучение и реальное решение реальных социальных, экологических, образовательных, культурных проблем школы, поселка, района. Учащиеся школы – активные участники многих социальных проектов, акций, операций, социально-значимых дел. Они помогают сформировать у детей  отзывчивости, стремления делать добрые дела, развивают инициативность, самостоятельность в принятии решений, повышают социальную активность. Помогают нам в реализации наших инициатив социальные партнеры: общественные организации, органы местного самоуправления, учреждения и предприятия поселка. Один из последних больших социальных проектов, реализованный в тесном сотрудничестве, был посвящен празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «Вперед к Победе!».

Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся качеств, присущих характеристике гражданина и патриота своей страны.