Инклюзивное образование

инвалиды«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом». Дэвид Бланкет

Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. 

 Об инклюзии

Специалисты сопровождения

сопровождение
На данный момент мы находимся на первой ступени инклюзивного образования и только пытаемся выстроить модель обучения детей с ОВЗ.

В нашей школе обучается 715 обучающихся, из них 67 – это дети с ОВЗ. На индивидуальной форме обучения находиться 6 обучающихся. Эти дети имеют статус ребенка – инвалида. В первом классе обучается ребенок с ДЦП. Для этого ребенка разработан индивидуальный учебный план и программы по учебным предметам. Обучение организовано на дому, но девочка посещает внеклассные мероприятия с классным коллективом. Во втором классе обучается ребенок – инвалид в общеобразовательном классе, учиться успешно, активно принимает участие в школьной жизни. Софья победитель областного фестиваля «Мы можем всё!» 2013, 2014г. 

В шестом классе обучается ребенок – инвалид по общеобразовательной программе по ФГОС ООО. Обучение организовано на дому с элементами социализации (посещение совместных внеклассных мероприятий). В параллели седьмых классов обучается три ребенка инвалида, один из которых с умственной отсталостью (легкой). Дети обучаются по индивидуальным учебным планам и программам по учебным предметам. В параллели пятых классов в режиме инклюзии обучается трое детей с  ЗПР. В девятом классе обучается ребенок с умственной отсталостью (легкой) по индивидуальному плану и образовательной программе и трое детей с ЗПР в общеобразовательных классах.

К сожалению в нашей практике мы не исключаем классы для детей с ЗПР: 2 класс – 13 человек, 3 класс – 10 человек, 4 класс – 10 человек, 6 класс – 10 учеников, 7 класс – 7 учеников, 8 класс – 13 человек. В школе организована работа группы продленного дня для детей с ЗПР. Соблюдая режим работы группы продленного дня – для обучающихся организованы игры на свежем воздухе, посещение районной библиотеки, спортивных секций, кружков по выбору в детско – юношеском центре (ДЮЦ).

Школа сотрудничает с  учреждениями Варгашинского района и Курганской области. 

модель

Еще сложнее выстроить систему  психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Внутри нашего учреждения всем ходом интегрированного обучения руководит школьный ПМПк. Он же осуществляет необходимую корректировку образовательных маршрутов обучающихся, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при необходимости дифференциальной диагностики или уточнение образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения. ПМПк на начало года составляется план работы на учебный год.

Организация и проведение коррекционных  занятий осуществляются исходя из индивидуальных потребностей и возможностей учащихся. Коррекционные занятия проводятся 3 раза в неделю.

Учебные планы готовит заместитель директора по учебно – воспитательной работе школы совместно с руководителем ПМПк. Планы утверждаются директором школы и согласовываются в районном отделе образования в начале каждого учебного года.

Отличительными особенностями деятельности специалистов службы психолого-медико-педагогического сопровождения является командный стиль взаимодействия, систематическое обсуждение прохождения ребенком с ограниченными возможностями здоровья индивидуально-образовательного маршрута и его корректировка. 

модель_2

      Учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги работают в тесном контакте как с преподавателями общеобразовательных предметов, так и с родителями учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его обучения. Велика роль специалистов в организации коррекционных занятий. Занятия проводятся по программе «Развитие и коррекция познавательных способностей обучающихся с ЗПР» 2-4 классы, «Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы» 5-9 классы. Педагогом – психологом проводятся занятия в комнате психологической разгрузки.

 

Педагог-психолог осуществляет постоянное динамическое наблюдение за учащимися начальной школы, детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и учащимися классов для детей с ЗПР. Работа с остальным контингентом учащихся школы ведется по запросу или в порядке запланированных мероприятий.

Практика убеждает, что только при правильном и своевременном выявлении нарушений интеллектуального, речевого и психофизического развития учащихся, а также при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка в общеобразовательном классе он в состоянии успешно овладеть учебной программой, адаптироваться в социуме. Школа обладает достаточной базой для традиционного использования в учебном процессе информационных технологий: имеются компьютерный стационарный класс, все компьютеры объединены локальной сетью, выход в Интернет может осуществляться с любой машины. Создание в школе беспроводной локальной сети может повысить эффективность внедрения технологии инклюзивного обучения, дать возможность учащимся с особыми образовательными потребностями работать в своем собственном режиме, по индивидуальной программе, не будучи привязанными к определенному рабочему месту.

В течение трех лет традиционно проходит в начале декабря тематическая неделя «Добрых дел»

Мы сделали первые шаги в этом направлении. В дальнейшем мы будем создавать все условия для организации «доступной среды» для детей с ОВЗ.

Описание практики ПМП сопровождения обучающихся с ОВЗ

Календарь международных праздников и событий, связанных с правами детей-инвалидов:
  • 10 октября – Всемирный день психического здоровья

Проводится по инициативе Всемирной организации здравоохранения. Всемирный день психического здоровья отмечается с целью повышения осведомленности в отношении проблем психического здоровья.

  • 16 ноября – Международный день толерантности. Его начали отмечать по предложению Генеральной Ассамблеи ООН с 1996 года в день, когда государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности/1995г./
  • 3 декабря – Международный день людей с инвалидностью. В этот день в 1992 году ООН было принято решение ежегодно отмечать 3 декабря как день людей с ограниченными возможностями с целью изменить сложившееся отношение к людям с инвалидностью.
  • 17 февраля – Международный День спонтанного проявления доброты.

Тринадцатого ноября 1998 года в Токио состоялась первая конференция Всемирного движения за доброту. В этом мероприятии приняли участие Япония, Австралия, Великобритания, США, Канада, Сингапур и Таиланд. Они то и решили, что праздник будет отмечаться 17 февраля. Позднее к движению присоединились многие европейские страны.

Проходит ежегодно при поддержке Европейского Союза и Американского агентства по международному развитию. Цель недели инклюзивного образования – обратить внимание общественности и органов власти на проблемы, с которыми сталкиваются дети с инвалидностью при реализации своих прав на доступное и качественное образование, которое дает им шанс быть включенными в общество и реализовать свои безграничные возможности в жизни.

  • 7 апреля – Всемирный день здоровья. Он отмечается с 7 апреля 1948 года, когда был принят Устав всемирной организации здравоохранения.
  • 5 мая – Международный день борьбы за права инвалидов. Первый общеевропейский день борьбы за равные права и против дискриминации инвалиды из 17 стран провели в 1992 году. С тех пор подобные акции проводятся каждый год 5 мая