Нравственность

Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства

(В.А. Сухомлинский)

нравственность

Духовно-нравственное воспитание остается актуальным во все времена. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Наиболее восприимчив человек к духовно-нравственному развитию и воспитанию в детском возрасте. Пережитое и усвоенное в детстве отличается психологической устойчивостью. А вот недостатки этого воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведенья? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве.

Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое, чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это готовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, прививает им оптимистическое восприятие жизни, делает их коллективистами, стремящимся сделать нашу землю еще лучше. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла.

Основную  задачу школы в духовно-нравственном воспитании мы видим в том, чтобы пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным, учиться, творить, трудиться, любить, прощать, оберегать красоту. Как научить видеть, где добро, а где зло? Как помочь уйти от зла, не оглядываясь на других. Эти вопросы решаются  как на уроках, так и во внеурочное время, обсуждаются на классных часах, праздниках, беседах, темы которых самые разнообразные.

Уроки православной культуры, посещение церкви, разговор со священнослужителями помогают детям больше узнать о заповедях Закона Божия, о церковных таинствах, о смысле обрядов. Учащиеся учатся контролировать свое поведение, чтобы не причинить вреда окружающим, воспринимают школьный коллектив как часть общества, участвуют в организации жизни школы. Они учатся быть способными к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, целеустремленными и настойчивыми в достижении результата, формулируют собственные нравственные обязательства, осуществляют нравственный самоконтроль, требуют от себя выполнения моральных норм, дают нравственную самооценку своим и чужим поступкам. После экскурсий, посещений учащимися нашей школы храмов, святых мест у каждого появляется желание прикоснуться к святому, к чистому и светлому.

Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг начинается с умения чувствовать рядом с собой другого человека, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством.  Нравственная воспитанность заключается в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла: (всё начинается с заботы о цветах, вещах, о живом и живущих, потом – это уже забота о людях).  И здесь вспоминаются слова В.А. Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». Поэтому в воспитательный процесс школы гармонично включен комплекс социально-значимых дел, социальных проектов, участвуя в которых, каждый ученик имеет возможность проявить свои самые лучшие человеческие, душевные качества.

Учащиеся школы участвуют в творческих мероприятиях и конкурсах различного уровня: VII Всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвященный преподобному Сергию Радонежскому, Всероссийский творческий конкурс «Пасхальный сувенир», Всероссийская познавательная викторина «Моя страна – Россия», Всероссийский конкурс детского патриотического рисунка «Моя великая Родина», посвященного празднованию 270-летия со дня основания Императорского фарфорового завода г.Санкт-Петербурга, Областной конкурс «Мы вместе», посвященный воссоединению Республики Крым с Российской Федерацией»,  Районный конкурс «Рождественский сувенир»  и др.

Конечно, основы воспитания с малых лет и даже с первых дней жизни ребенка закладываются прежде всего в семье. Но и школа, через которую проходят в детстве и юности все маленькие жители нашей страны, не может уклониться от ответственности за формирование душ будущих граждан России.

Организованные школой мероприятия календарного плана в рамках Соглашения о сотрудничестве в сфере образования и духовно-нравственного развития Отдела образования Администрации Варгашинского района и Успенского прихода п.Варгаши Курганской и Шадринской Епархии РПЦ включают посещение Храмов, встречи с настоятелем и представителями церкви как детей, так и взрослых. В праздничные дни детей можно встретить в храме вместе с родителями и бабушками.

Без сомнения, духовно-нравственное развитие и воспитание необходимо современным детям. Они становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию мира.