Здоровье
«Здоровье человека – самое ценное, что есть у человека»
Н.А.Семашко
Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая, т.к. именно здоровье является необходимым условием развития и роста человека, основным залогом его полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает человеку выполнять планы и успешно преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Главные идеи здоровьесберегающей деятельности школы:
- сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека;
- образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
- экологическое воспитание и экологическая культура являются основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;
- социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья.
Работы по данному направлению осуществляется в соответствии с программой «Здоровье – это здорово!».
Модель здорового школьника:
Здоровье физическое – максимальная адаптация к окружающей среде, гармония физиологических процессов, совершенная саморегуляция организма;
Здоровье психическое – высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию;
Здоровье социальное – моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «Я», самоопределение.
В школе имеются основные условия для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Этого позволяет достигнуть
- общая инфраструктура учреждения (характеристика здания, отопления, наличие водопровода, канализации, оснащенности столовой, организация зеленой зоны и т.д.),
- наличие отдельных элементов оздоровительной инфраструктуры (медицинский кабинет, спортивные залы, кабинет релаксации),
- обеспеченность школы квалифицированными кадрами (фельдшер, учителя физкультуры, руководители спортивных секций, педагог – психолог, логопед, социальный педагог и.т.д.),
- организуемая здоровьесберегающая деятельность (регулярная диспансеризация обучающихся, проведение профилактических прививок, профилактических осмотров работников учреждения, соответствие расписания занятий и объема домашних заданий обучающихся гигиеническим требованиям, проведение игровых перемен, Дней здоровья, школьных спортивных праздников, активное участие в районных спортивных соревнованиях, областных мероприятиях, агитпробегах и др.)
В соответствии с поставленными целями и задачами работа по формированию и мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни строится по трем направлениям:
- Работа с обучающимися:
- уроки здоровья (глазная гимнастика);
- проекты;
- психологические тренинги;
- акции, недели здорового питания, психологического комфорта, толерантности;
- спортивные мероприятия;
- активный отдых.
- Работа с родителями:
- родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу со школой с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;
- помощь в создании психологически комфортной среды в семье;
- включение родителей в воспитательный процесс школы по формированию ЗОЖ.
- Работа с учителями:
- просветительская работа по вопросам здоровьесберегающей педагогики;
- информирование педагогического коллектива о состоянии и профилактике заболеваемости и травматизма школьников, об адаптационных изменениях психики при повышенной умственной нагрузке и.т.д.,
- консультации учителей по сохранению собственного здоровья.
Эффективность работы по направлению «Здоровье»:
- Осуществляемый ежегодно мониторинг здоровья школьников свидетельствует об эффективности проводимой работы: отмечается относительная стабильность в показателях соматического состояния здоровья учащихся (в отличие от отрицательной динамики до реализации программы).
- Сложилась система традиционных школьных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, на формирование основ здорового образа жизни.
- Степень вовлеченности учащихся, родителей, учителей в данные мероприятия высокая.
- Отмечается значительный рост охвата учащихся организованным питанием
- Активность и результативность участия в спортивных соревнованиях различного уровня высокая.
- Уровень психологического комфорта, удовлетворенности участников образовательного процесса достаточно высокий.