Кабинет профориентации
Организация профориентационной работы в МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1» является важным направлением в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса.
На базе школы действует кабинет профориентации.
Работа кабинета профориентации проводится в соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Положение о кабинете профориентации
- Положение о социальных практиках и профессиональных пробах
- Должностная инструкция ответственного по профессиональной ориентации и социальной адаптации обучающихся в образовательной организации
- Должностная инструкция социального педагога
- Должностная инструкция педагога – психолога
- Должностная инструкция медицинского работника
- Должностная инструкция классного руководителя
- Должностная инструкция библиотекаря
В начале учебного года утверждается план профориентационной работы, являющийся частью плана работы школы на текущий год, назначен ответственный по профессиональной ориентации и социальной адаптации, обучающихся в образовательном организации.
План работы кабинета профориентации | Анализ работы кабинета профориентации |
на 2016 – 2017 учебный год | за 2015-2016 учебный год |
План профориентации старшеклассников в рамках регионального проекта профориентационной технопарк «Зауральский навигатор» по направлению «Педагогический навигатор» |
В рамках деятельности кабинета профориентации были заключены договора и соглашения со следующими организациями р.п. Варгаши:
- Межмуниципальный отдел министерства внутренних дел России «Варгашинский»;
- Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Варгашинская музыкальная школа»;
- Государственное бюджетное учреждение «Варгашинская центральная районная больница»;
- Местное отделение общероссийской общественной государственной организации «Добровольное содействие армии, авиации и флоту России» Варгашинского района Курганской области Местное отделение ДОСААФ;
- Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Варгашинского района;
- Государственное унитарное предприятие «Варгашинская типография»;
- Муниципальное казенное учреждение Центральная библиотека Варгашинского района
- ПЧ – 22
С начала учебного года в школе проводится организационная работа по профориентационной работе: оформляется стенд «Будущее в твоих руках», обновляется информация по учебным организациям, позволившая ознакомиться ученикам школы с условиями, сроками обучения, с особенностями отдельных профессий.
Работа с обучающимися
В рамках урочной деятельности профориентация осуществляется на уроках «технология» в 1-4, 5-8 классах, в рамках предпрофильной подготовки на элективных курсах, в рамках профильной подготовки в 10-11 классах, также по программе на тематических уроках окружающий мир 1-4, обществознания 5-11 классы, музыки, ИЗО, МХК, ОБЖ и других школьных предметов. В 9-м классе в учебном плане обязательным для изучения является предмет «Найди свой путь».
Во внеурочной деятельности профориентационная работа осуществляется через организацию ежегодной трудовой практики для учащихся 5-8 классов, деятельность школьных кружков, секций; внеклассные мероприятия, часы общения и т.д.
Учащимся школы предлагаются тренинги, диагностики, индивидуальные и групповые консультации, экскурсии, презентации учебных организаций, экскурсии на предприятия.
Диагностическая работа по изучению личностных особенностей и профессиональных склонностей, обучающихся 9 – 11 классов, определению сфер профессиональных предпочтений обучающихся позволяет своевременно выявлять трудности в профессиональном самоопределении школьников, а также проблемы личностного характера.
В течение года в рамках работы кабинета профориентации проводятся следующие диагностики:
- Психологическое диагностирование ПРОФИ – 2
- дифференцированно – диагностический опросник (ДДО, Е.А. Климов)
- методика «Профиль» А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной (изучение интересов в выборе профессии)
- изучение мотивации достижения А. Мехрабиан
- диагностика работоспособности Е. Ильин
- исследование межличностных отношений Т. Лири
- изучение мотивации обучения в ВУЗе Т. И. Ильина
- Методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной «Опросник профессиональных склонностей» (изучение склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности)
- Анкетирование «Мои профессиональные намерения»
- Тест умственного развития в модификации Г. Резапкиной
- Анкетирование «Выпускник 2015: образование, карьера, занятость»
Работа с родителями (законными представителями)
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей).
На родительских собраниях и классных часах в 9 – 11 классах, во время индивидуальных консультаций – классный руководитель и педагог-психолог поднимали вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда.
Для эффективной деятельности кабинета профориентации в наличии имеются: информационного, учебно-методического, организационного характера материалы.
- Сведения о профессиональных учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приема и учебы), о предприятиях и организациях района, города, центре занятости населения, центре профессиональной ориентации.
- Профессиографические описания основных массовых профессий, справочная, научно-популярная, и другая литература о мире профессий, профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства, о людях труда;
Методические материалы:
- Рекомендации и методические материалы в помощь учителям, руководителям кружков, методических объединений учителей, классным руководителям, школьным психологам и др.;
- Примерная тематика и содержание профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к качествам работника, пути получения профессии и др.), методические разработки уроков по различным предметам с рекомендациями по обеспечению их профориентационной направленности, сценарий профориентационных мероприятий;
- Литература, дидактические и другие материалы для проведения занятий по курсам «Выбор профессии», «Самоопределение»;
- Материал, используемый в целях изучения интересов, склонностей учащихся, их психофизиологических качеств, ценностных ориентаций (анкеты, опросники).
- Перечень тематики стендов кабинета
- Раздел, содержащий советы выбирающему профессию и предостережения против ошибок.
- Информационный раздел о профессиональных учебных заведениях.
- Схема профессиональных учебных заведений региона;
- Проспекты и рекламные объявления профессиональных учебных заведений;
- Календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам).
- Раздел, содержащий информацию о рынке труда региона.
- Альбом вакансий;
- Права граждан в области занятости, социальные гарантии.
- Электронный банк профессиограмм.
- Виртуальные экскурсии.
- Список ИНТЕРНЕТ-ресурсов
- Электронное пособие «Профориентационная система психологических диагностик «ПРОФИ-2».
Обобщение опыта
8 апреля 2015 года на межмуниципальном методическом семинаре был обобщен опыт работы по теме «Организация деятельности МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1» по профессиональному самоопределению обучающихся» для педагогов восточного округа.