Кабинет профориентации

     Организация профориентационной работы в МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1»  является важным направлением в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса.

      На базе школы действует  кабинет профориентации.

схема

   Работа кабинета профориентации проводится в соответствии с нормативно – правовыми документами:

  В начале учебного года утверждается план профориентационной работы, являющийся частью плана работы школы на текущий год, назначен ответственный по профессиональной ориентации и социальной адаптации, обучающихся в образовательном организации.

План работы кабинета профориентации Анализ работы кабинета профориентации
 на 2016 – 2017 учебный год  за 2015-2016 учебный год
 План профориентации старшеклассников в рамках регионального проекта профориентационной технопарк «Зауральский навигатор» по направлению «Педагогический навигатор»

    В рамках деятельности кабинета профориентации были заключены договора и соглашения со следующими организациями р.п. Варгаши:

  • Межмуниципальный отдел министерства внутренних дел России «Варгашинский»;
  • Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Варгашинская музыкальная школа»;
  • Государственное бюджетное учреждение «Варгашинская центральная районная больница»;
  • Местное отделение общероссийской общественной государственной организации «Добровольное содействие армии, авиации и флоту России» Варгашинского района Курганской области Местное отделение ДОСААФ;
  • Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Варгашинского района;
  • Государственное унитарное предприятие «Варгашинская типография»;
  • Муниципальное казенное учреждение Центральная библиотека Варгашинского района
  • ПЧ – 22

  С начала учебного года в школе проводится организационная работа по профориентационной работе: оформляется стенд «Будущее в твоих руках», обновляется информация по  учебным организациям, позволившая ознакомиться ученикам школы с условиями, сроками обучения, с  особенностями отдельных профессий.

уголок

 

Работа с обучающимися

  В рамках урочной деятельности профориентация осуществляется на уроках  «технология» в 1-4, 5-8 классах, в рамках предпрофильной подготовки на элективных курсах, в рамках профильной подготовки в 10-11 классах, также по программе на тематических уроках окружающий мир 1-4, обществознания 5-11 классы, музыки, ИЗО, МХК, ОБЖ и других  школьных  предметов. В 9-м  классе в учебном плане обязательным для изучения является предмет «Найди свой путь».

  Во внеурочной деятельности профориентационная работа осуществляется через  организацию ежегодной трудовой практики для учащихся 5-8 классов, деятельность школьных кружков, секций;   внеклассные мероприятия, часы общения и т.д.

профориентационная деятельность

  Учащимся школы   предлагаются тренинги, диагностики, индивидуальные и групповые консультации, экскурсии, презентации учебных организаций, экскурсии  на предприятия.

    Диагностическая работа  по изучению личностных особенностей и профессиональных склонностей, обучающихся 9 – 11 классов, определению сфер профессиональных предпочтений обучающихся  позволяет своевременно выявлять трудности в профессиональном самоопределении школьников, а также проблемы личностного характера.

      В течение года  в рамках работы кабинета профориентации проводятся следующие диагностики:

  1. Психологическое диагностирование ПРОФИ – 2
  • дифференцированно – диагностический опросник (ДДО, Е.А. Климов)
  • методика «Профиль» А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной (изучение интересов в выборе профессии)
  • изучение мотивации достижения А. Мехрабиан
  • диагностика работоспособности Е. Ильин
  • исследование межличностных отношений Т. Лири
  • изучение мотивации обучения в ВУЗе Т. И. Ильина
  1. Методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной «Опросник профессиональных склонностей» (изучение склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности)
  2. Анкетирование «Мои профессиональные намерения»
  3. Тест умственного развития в модификации Г. Резапкиной
  4. Анкетирование «Выпускник 2015: образование, карьера, занятость»

 

Работа с родителями (законными представителями)

    Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей).

 На родительских собраниях и классных часах в 9 – 11 классах, во время индивидуальных консультаций – классный руководитель и педагог-психолог поднимали вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда.

 Для эффективной деятельности кабинета профориентации в наличии имеются: информационного, учебно-методического, организационного  характера материалы.

Информационный материал:

  1. Сведения о профессиональных учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приема и учебы), о предприятиях и организациях района, города, центре занятости населения, центре профессиональной ориентации.
  2. Профессиографические описания основных массовых профессий, справочная, научно-популярная, и другая литература о мире профессий, профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства, о людях труда;

 Методические материалы:

  1. Рекомендации и методические материалы в помощь учителям, руководителям кружков, методических объединений учителей, классным руководителям, школьным психологам и др.;
  2. Примерная тематика и содержание профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к качествам работника, пути получения профессии и др.), методические разработки уроков по различным предметам с рекомендациями по обеспечению их профориентационной направленности, сценарий профориентационных мероприятий;
  3. Литература, дидактические и другие материалы для проведения занятий по курсам «Выбор профессии», «Самоопределение»;
  4. Материал, используемый в целях изучения интересов, склонностей учащихся, их психофизиологических качеств, ценностных ориентаций (анкеты, опросники).
  5. Перечень тематики стендов кабинета
  6. Раздел, содержащий советы выбирающему профессию и предостережения против ошибок.
  7. Информационный раздел о профессиональных учебных заведениях.
  8. Схема профессиональных учебных заведений региона;
  9. Проспекты и рекламные объявления профессиональных учебных заведений;
  10. Календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам).
  11. Раздел, содержащий информацию о рынке труда региона.
  12. Альбом вакансий;
  13. Права граждан в области занятости, социальные гарантии.
  14. Электронный банк профессиограмм.
  15. Виртуальные экскурсии.
  16. Список ИНТЕРНЕТ-ресурсов
  17. Электронное пособие «Профориентационная система  психологических диагностик «ПРОФИ-2».

Обобщение опыта

   8 апреля 2015 года на межмуниципальном методическом семинаре был обобщен опыт работы  по теме  «Организация деятельности МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1» по профессиональному самоопределению обучающихся» для педагогов восточного округа.