Адаптация первоклассника – процесс приспособления ребёнка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам
Адаптация первоклассника – процесс приспособления ребёнка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам.
Цель адаптационного периода – создание максимально комфортных условий, позволяющих успешно функционировать и развиваться в новой для первоклассника школьной системе отношений.
Задачи адаптационного периода:
- Помочь учащимся познакомиться друг с другом, учителями;
- Развивать различные поведенческие умения, обеспечивающие успешность включения учащихся в новый вид деятельности;
- Формировать у учащихся желание участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности;
- Помочь принять позицию школьника;
- Формирование адекватного поведения;
- Обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;
- Формировать у учащихся нужную мотивацию.
Адаптация позволяет оптимально «вписаться» в школьную среду:
- Умение выполнять задания самостоятельно;
- Умение следовать школьным правилам;
- Умение налаживать и поддерживать дружеские связи с детьми;
- Понимание того обстоятельства, что учеба в школе – их «работа», что ученик. Это социально значимая роль.
- Согласование своих «хочу» и школьных «надо».
В начале 2020-2021 учебного года в нашей школе была проведена диагностика по адаптации первоклассников к обучению в школе. Диагностика включала в себя четыре этапа:
- Анкетирование родителей по выявлению уровня адаптации к школе;
- Проективная методика для детей «Что мне нравится в школе» (Н.Г.Лусканова);
- Анкетирование классных руководителей 1-ых классов по социально-педагогической адаптации обучающихся.
- Уровень комфортности в классе (тест)
По результатам данных методик, можно сделать вывод о том, что 93 обучающихся, в том числе филиалы, успешно справились с периодом адаптации к новой школьной жизни.
86 первоклассников от общего числа учеников, очень хорошо адаптировались в школьном и классном коллективах, у них сформировано отношение к себе как к школьнику, они имеют высокую учебную мотивацию. 7 первоклассников положительно относятся к школе, но испытывают некоторые затруднения в учебной либо коммуникативной деятельности, а также имеют внешнюю школьную мотивацию.