Организация внеурочной деятельности в начальной школе

Организация внеурочной деятельности в начальной школе.

Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая  развитие способностей и социализацию младшего школьника.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
•соответствие занятий возрастным особенностям обучающихся;
•сочетаемость с технологиями учебной деятельности;
•опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
•опора на приоритеты воспитательной системы школы;
•свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
•реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
• включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
• использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается активность ребенка во внеурочной деятельности.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности в  первых классах нашей школы являются:
• запросы родителей, законных представителей первоклассников;
• приоритетные направления деятельности школы;
•  рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Запросы родителей – ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Педагоги школы рассмотрели целесообразность введения образовательных программ и  ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте.
Организация внеурочной деятельности во многом зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, поэтому в нашей школе внеурочная деятельность учащихся 1-х классов строится следующим образом.
1.Спортивно-оздоровительное направление (2 часа в неделю) реализуется через работу кружков «Детский фитнес» (руководитель кружка Лушникова Г.Н.) и «Подвижные игры» (руководитель кружка Денисенко В.В.). Программный материал сгруппирован по подвижным, народным и спортивным играм. Подбор игр связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, психическим развитием, игровым опытом. Занятия проводят учителя физической культуры.
2.Научно – познавательное направление: экологический кружок (1 час в неделю) –  «Почемучка» (руководитель кружка Васильева О.И.).Учителем используются следующие формы работы: беседы, конкуры рисунков, экскурсии, акции. На занятиях преподаватель предоставляет детям возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края. Большинство занятий (занятия-путешествия, занятия-исследования и пр.) проходит в виде сказок с игровым действием. Педагогическая ценность игровых приемов заключается в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность.
Проектная деятельность (1 час в неделю) – кружок «Инфознайка» (руководитель кружка Речкалова М.Г.). Ставя перед школьниками познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, учитель готовит детей к жизни в современном информационном обществе.

Техническое конструирование (2 часа в неделю) – кружок «LEGO – конструирование» (руководитель кружка Лушникова Р.М.). Школьники учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.  В процессе занятий идет работа над развитием  интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитием диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями,    формируют умения сотрудничать с партнером,   работать в коллективе.

Интеллектуальная деятельность – (2 часа в неделю) кружок «Шахматы» (руководитель кружка Петрова Г.Г.)  Основная цель кружка: популяризация шахмат среди детей, выявление талантливых детей для повышения их шахматного мастерства.

3. Художественно – эстетическое направление –  (1 час в неделю) – кружок «Волшебная кисточка». Знакомство с произведениями живописи, развитие у детей изобразительных, художественных способностей, выставки работ, праздники на уровне класса и школы – всё это осуществляется . учителем начальных классов Губарь Е.С.

4. Военно – патриотическое и общественно – социальное направление  реализуется через систему школьных и внеклассных мероприятий. Деятельность строится на основе инициативного участия ребенка в социальных акциях, организованных учителем, через КТД (коллективно-творческое дело), ролевые игры, социально-моделирующие игры.

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Учителя начальных классов ставят перед собой новые цели и задачи и находят пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе интересным и комфортным для всех участников образовательного процесса.  24 января 2013года в МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1» проходил методический день по организации внеурочной деятельности в начальной школе. Педагоги школы поделились опытом работы с коллегами из других школ района. Учителями вторых классов Ромашовой Е.В., Михеевой Е.Г., Александровой Л.А. организована выставка работ второклассников из LEGOконструкторов. Команда обучающихся 2 «А» класса в составе: Глебова И., Кузнецова В., Семенова В., Туманова Е. заняла 2 место в региональном турнире «Интеллектуальные игры». Гости посетили открытые занятия кружков «Инфознайка», «Шахматы», «LEGO – конструирование», «Детский фитнес», « Подвижные Игры». На подведении итогов дня были представлены не только презентации кружков «Волшебная кисточка», «Почемучка», но и произошел обмен мнениями коллег по данному вопросу.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное то, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Общаясь с детьми, родители отмечают, что это даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет  представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. Был проведён опрос, который показал, что 100 % родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Ведь это развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 

Заместитель директора по УВР                                                                     Ю.Н.Трофимова