Адаптационный период для десятиклассников
Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.
Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
Адаптация – это процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.
С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это, в первую очередь, адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5 классе и, конечно, период адаптации в момент перехода учащихся в 10 класс.
Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, произведена перестановка учителей-предметников, пришли новые учителя, не работающие в этом классе) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения. Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу.
Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями.
Главная задача адаптационного периода десятиклассников.
Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы.
Основные задачи.
- Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».
- Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.
- Познакомить с миром юноши и миром девушки.
- Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?
В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.
Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.
Трудности адаптационного периода для десятиклассников.
- Адаптация к классному коллективу в новом составе.
- Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
- Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
- Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
В начале 2020-2021 учебного года была проведена диагностика по адаптации десятиклассников к обучению в школе. Диагностика включала в себя два этапа:
- Диагностика удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса;
- Экспресс – методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе
По результатам всем двум методикам можно сделать вывод об уровне адаптации каждого ребёнка, а также каждого класса в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в диагностике приняло участие 25 обучающихся, 23 обучающихся успешно справились с периодом адаптации к новой ступени школьной жизни переход из среднего звена в старшее. У двух обучающихся выявился низкий уровень адаптации.
Рекомендации: классному руководителю
- контролировать успеваемость и посещаемость;
- способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у обучающихся: проводить беседы, привлекать к групповым творческим занятиям, исследовательской деятельности;
- обращать внимание на структуру мотивов обучения;
- способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных перспектив;
- способствовать проведению классных и школьных мероприятий совместно с родителями и детьми;
- способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
- организовывать совместную работу родителей с педагогом- психологом по проблема адаптации ребенка;
- оказывать поддержку обучающимся, которые претендуют на аттестат особого образца, медаль.
Рекомендации педагогам:
- важно увидеть, насколько значима для подростка проблема приобретения статуса среди сверстников, вхождения в новый коллектив;
- необходимо учитывать резкую смену критериев оценки знаний обучающихся, понимать, поддерживать, поощрять;
- правильно и своевременно реагировать на изменения в самооценке обучающихся, выявлять их причины;
- видеть в старшекласснике соратника, консультировать, направлять, корректировать;
- не перегружать интеллектуально, аргументировать требования, мотивировать обучающихся на построение профессионального будущего.
Рекомендации родителям:
- относиться к детям соответственно их возрасту;
- способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей;
- оказывать поддержку при формировании у старшеклассника качественного изменения самосознания; системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа;
- способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
- не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно пере оценивание значимости внутренних психологических проблем, попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает»;
- сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.