Как лучше организовать учебный процесс дома

Как лучше организовать учебный процесс дома

Чтобы школьнику было легче привыкнуть к дистанционному обучению психологи рекомендуют придерживаться нескольких правил:

  1. Время занятий на дому стоит приблизить к школьному графику.
  2. Расписание уроков также стоит приблизить к привычному школьному графику.
  3. И не забывать об обязательном отдыхе во время учебы — перерывах.

Так как такая форма обучения новая для ребенка и рядом нет преподавателя, который бы объяснил новую информацию, то лучше взрослым уделять внимание учебе своего чада и узнавать, понял ли он материал и, в случае потребности, помочь.

Необходимо не забывать о том, что если для нас, взрослых, этот материал понятен, то детям это в «новинку» и может быть сложно. Поэтому не забывайте поддерживать своих детей и помогать убирать «пробелы» в знаниях.

Еще одна рекомендация — не ограничивать тотально детям времяпровождения за гаджетами. Если для удаленного обучения компьютер — это необходимость, то онлайн-игры и соцсети это тоже способ узнать мир интернета, но в разумных пределах.

Чем эффективно занять ребенка

Еще такое постоянное отвлечение «от игр к учебе и наоборот» будет способствовать развитию так называемого «клипового мышления»— особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов (или через переключения «окон» в интернете с учебы на онлайн-игры, например).

  • Одна из главных особенностей «клипового мышления»— неусидчивость. Например, после прочтения им двух-трёх страниц текста внимание ребенка рассеивается и появляется желание найти себе другое занятие. И чтобы бороться с такими «издержками» специалисты советуют читать произведения классиков.
  • Но и от дополнительных занятий также не следует отказываться: рисование, аппликация, лепка, конструирование — все это будет способствовать развитию творческих способностей. Также для разгрузки можно использовать игры.
  • Есть игры, которые будут не просто развлекать ребенка, но и развивать дополнительные полезные функции — например, мелкую моторику, внимание. Это и плетение бисером, и мозаика, и конструирование из кубиков лего. Еще в магазинах много тематических игр для развития внимания и памяти.
  • А для того чтобы отдохнуть самим, психологи рекомендуют включить детям познавательный фильм и создать на из базе дневник личных открытий.
  • Также занять ребенка можно чтением книг и созданием к ним иллюстраций — это разовьет кругозор и творческий потенциал ребенка.
  • Не стоит забывать и о двигательной активности во время карантина. Утренняя физкультура должна быть обязательным ритуалом, как и зарядка во время перерыва. Также будет не лишним организовать игры на развитие координации.
  • Здоровая еда станем хорошим дополнением к спорту, но питание не должно быть избыточным и чрезмерно калорийным.

Время карантина использовать на пользу

  1. Это позволит родителям больше времени проводить со своими детьми.
  2. Взрослые приучат своих чад к дисциплине и к самодисциплине.
  3. Ежедневные специальные игры будут развивать в школьниках риторику, внимание, развивать память.
  4. Дети перейдут на здоровое питание, а регулярные занятия физкультурой укрепят их физическое здоровье.

 

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

 

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
  • Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.
  • У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

 

Почему подросток не хочет учиться?

 

Подросток не хочет учиться – проблема, волнующая многих родителей. Подростки, находясь на стадии глубокого жизненного кризиса, испытывают трудности в процессе обучения, связанные с бурным в этот период физическим ростом и начавшимся половым созреванием.

Выделяют 4 глобальные причины, которые препятствуют нормальному ходу обучения подростков.

  1. В подростковом возрасте наблюдается мощный гормональный взрыв. Процессы возбуждения в коре головного мозга протекают очень быстро, а процессы торможения, наоборот, очень медленно. В связи с чем, любая мелочь отвлекает, раздражает, заводит, а вот остановиться, сдержать себя подросткам непросто. Находясь в таком состоянии им трудно сосредоточиться на уроках. Если материал интересен ребенку – он его без труда запомнит и усвоит, если нет, то в голове у него ничего не задержится.
  2. Бурный физический рост, из-за которого кости и мышцы растут неравномерно, вследствие чего все движения подростков становятся неуклюжими. Особенно нелегко мальчикам. У них в этом возрасте наблюдается повышенная хрупкость костей. Они чаще ломают руки и ноги. Очень высока и потребность просто лечь, растянуться на диване, придя домой. От родителей часто можно услышать: «Что разлегся, иди, делай уроки!».
  3. Вслед за быстрым физическим ростом сердце порой не успевает расти. Оно начинает болеть, сердечный ритм временами убыстряется. Из-за недостаточно хорошо развитого сердца в головной мозг не поступает необходимое количество кислорода, в связи с чем, ребенок быстро устает, плохо соображает, как у мальчиков, так и у девочек могут случаться обмороки. Девочки – подростки часто страдают гипертонией (повышенным артериальным давлением). Чтобы помочь детям справиться с данными физиологическими особенностями, взрослым реже нужно говорить: «Нельзя идти гулять, ты еще уроки не сделал…Почему так долго шел из школы, опять с Сашкой гуляли…Нечего на перемене бегать на улицу, грязь только разносите!».
  4. Из-за гормонального всплеска эмоции подростков сменяются так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То ребенку все интересно, он с радостью принимается за работу или уроки, то вдруг его все раздражает. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них изменчивость настроения связана с установлением менструального цикла.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:

— Подросток должен проводить в движении на свежем воздухе не менее трех часов в день. Именно в этот период времени ребенок оттачивает свою гибкость, пластичность движений, ловкость, координацию. Не ругайте постоянно, если он не может спокойно, не крутясь сидеть во время занятий, и норовит то и дело прилечь на диван.
— Спать должен подросток не менее 9 часов в день. Так как физиологическая нагрузка на организм в этот возрастной период весьма велика.
— Больше уделяйте внимания своему ребенку. Не ограничивайте ваше с ним общение вопросами типа: «Ты поел? Уроки все сделал? Какие отметки сегодня получил?». Подростки только делают вид, что родители им не нужны. На самом же деле советы, мнение, высказанные в дружелюбной форме и просто дружба очень важны и нужны ему.
— Большинство родителей хотят, чтобы их дети хорошо учились, ответственно выполняли все заданные на дом уроки. Но неразумная школьная нагрузка вынуждает подходить детей к урокам избирательно: какие-то просмотреть вскользь, какие-то сделать, какие-то пропустить, отложить…
Во избежании конфликтов, будьте весьма сдержанны и корректны в общении с подростком.
Воспитывая подростка, учитывайте тип его темперамента.
— Если подросток не слушается, ведет себя агрессивно по отношению к родителям и другим людям, тому виной может быть неправильно выбранный стиль семейного воспитания.

Если ребенок не хочет ходить в школу…

 

Сыну 10 лет, он не любит ходить в школу. По утрам часто капризничает, с трудом собирается на уроки. Что можно предпринять в этой ситуации? Ведь в школу нужно ходить обязательно!

Пожалуй, одна из самых распространенных ситуаций, когда ребенок с неохотой ходит в школу.  Иногда ребенок напрямую говорит родителям: «В эту вашу школу я не хочу ходить!»

Родители не в силах принять отказ ребенка ходить в учебное заведение. Но как раз это неприятие мешает ему преодолеть ситуацию. Как обычно реагируют родители, услышав «Не хочу в школу!»:

  • они могут отрицать чувства ребенка: «Как не хочешь? Ты учишься в лучшей школе, которую мы для тебя выбрали!»;
  • могут дать философский ответ: «Что делать? Так устроено, что все обязаны закончить школу…»;
  • могут посоветовать: «Знаешь, тебе стоит попробовать просто встать завтра утром, улыбнуться себе и всё будет не так уж плохо»;
  • могут задать ребенку множество вопросов: «Почему это ты не хочешь? Что случилось с тобой? Ты поссорился с одноклассниками? Или тебе трудно выполнять задания, которые задают? Учитель строг с тобой? Тебе страшно отвечать у доски?»
  • могу приказать: «Так, хватит хныкать! Надо значит надо!»

Но для ребенка важно, чтобы его чувства (и прежде всего негативные) были признаны. Когда родители признают чувства ребенка и у него есть возможность рассказать больше о том, что его волнует, то ребенок начинает чувствовать себя менее расстроенным, менее смущенным, способным справляться со своими проблемами. Дети могут помочь себе сами, если их услышат и посочувствуют.

Вот что можно порекомендовать родителям в ситуации, когда ребенок не хочет ходить в школу:

  1. Сначала выслушать ребенка внимательно.Можно доброжелательно сказать: «Похоже, тебе не очень хочется идти в школу». Возможно ребенок, скорее всего, начнет жаловаться на что-либо, говорить о том, что его беспокоит (например, нужно рано вставать, а он хочет еще поспать). Здесь важно маме или папе выслушать ребенка без критики, советов и приказов.
  2. Затем стоит разделить его чувства.Во время разговора родитель может просто смотреть на ребенка и иногда вставлять в беседу сопереживающие междометия (с помощью слов «да…», «хм…», «угу…»).
  3. Обозначить чувства ребенка.Например, «очень неприятно вставать по утрам, когда хочется поспать».
  4. Показать, что вы понимаете желания ребенка, предложить ему пофантазировать на тему желаемого.«Как было бы здорово, если уроки начинались в 12 часов дня! Тогда все ребята могли бы высыпаться!» К примеру, возможно, ребенок может разумно отметить, что тогда бы уроки поздно заканчивались и ни на что времени бы не хватало. И может прийти к выводу, что ему лучше ложиться спать раньше, чтобы легче было вставать по утрам.

Когда родители принимают негативные чувства ребенка и у него есть возможность высказаться, то он сам начинает искать решения, как справиться с проблемой. Родители, признавая чувства ребенка, знакомят его с его внутренней реальностью.  И как только реальность для него прояснится, он собирает свои силы, что справится с трудностями.

Желаем здоровья Вам и вашим близким!!!