Консультация для педагогов на тему: «Дети с аффективным поведением»

                 Под отрицательным аффективным переживанием  мы понимаем такие переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких – либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Особенно часто эти переживания возникают в том случае, когда не удовлетворяются притязания ребенка в областях, имеющих для него большое значение. Для младших школьников, как правило, – эти притязания хорошо учиться, занимать определенное место в коллективе и устанавливать определенные взаимоотношения с окружающими людьми. Неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания только тогда, когда возникают расхождения между этими притязаниями и такими способностями ребенка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Притязания ребенка, т. е те достижения, которых он во что бы то ни стало, хочет добиться, основываются, на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке.  Эта самооценка стала для него привычной, в результате чего у него возникла потребность сохранить, как и ее,  так и основанный на ней уровень притязаний. Однако в тех случаях, когда это стремление фактически не может быть удовлетворено, возникает конфликт. Признать свою несостоятельность -значит для ребенка пойти вразрез с имеющейся у него потребность сохранить привычную самооценку, чего он  не хочет и не может допустить.

Фактическая невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивает ребенка с неуспехом. Отсюда возникает неадекватная реакция на свой неуспех: он либо отвергает самый факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами.  Ни в коем случае не желая допустить в сознание что – либо способное поколебать его самооценку, ребенок стремится объяснить  неуспех не своей несостоятельностью, а чем – либо другим.

Перечисленные выше формы аффективного поведения, по существу, и являются такой неадекватной реакцией ребенка на неуспех.  Так, например, если ребенок в противоположность своим притязаниям не смог выполнить задание, неправильно решил задачу, не получил того признания на которое рассчитывал, и т. д., то у него может возникнуть одна из форм аффективного поведения – повышенная обидчивость, которая в этих случаях возникает в результате того, что он неадекватно оценивает ситуацию. Он считает, что с ним поступили несправедливо (либо его не поняли, либо неправильно оценили, либо несправедливо обошли), в то время как в действительности никакой несправедливости в отношении его совершенно не было и причина неуспеха лежит в нем самом. Точно так же при  анализе обнаруживается, что и за драчливостью, и за упрямством, и за негативизмом, как и за всеми другими подобными формами поведения, всегда кроется неадекватная реакция ребенка на аффективную для него ситуацию.

Неадекватная  реакции ребенка в свою очередь вызывает ответные действия окружающих, что еще больше усугубляет аффективные переживания ребенка.   Реагируя, таким образом, ребенок как бы находит оправдание своим неуспехам, видя причину этого неуспеха не в себе, а в окружающих людях, в обстоятельствах, случайных событиях и т. п.

Неадекватная реакция при таком понимании выступает как защитная реакция ребенка, позволяющая ему в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себе, своих возможностей, требований к себе, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний. Другим словами, неадекватная реакция позволяет ребенку в сознание наличие у себя слабости, неумения, несостоятельности.

С другой стороны неадекватную реакцию можно рассматривать как симптом наличия у ребенка отрицательных аффективных переживаний.

Есть основания предполагать, что и сама устойчивость аффективных переживаний зависят от многих причин: от важности и значимости потребности,  которая не удовлетворяется, от меры осознания ребенком его подлинной самооценки и др. Большое значение имеет, очевидно, и возраст: у маленьких детей вообще, по – видимому аффективное переживания не могут достигнуть такой устойчивости, как у старших детей. Это объясняется тем, что основные стремления маленького ребенка – играть и общаться с детьми – для многих детей, в той или иной мере, удовлетворяется даже в тех случаях, когда его взаимоотношения с коллективом оказываются несложившимися.

Кроме того, чем моложе ребенок, тем менее устойчивы все его потребности, которые гораздо легче, чем в старшем возрасте, затухают, переключаться, замещаются одна другой.

Характер аффективных переживаний зависит также и от длительности их существования у данного ребенка: от создавшейся у него к ним привычки, умения овладеть своими  переживаниями их проявлениями.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1.В основе аффективных переживаний ребенка выразившихся в неадекватном поведении, лежит расхождение между уровнем притязаний, связанными с жизненно важными потребностями ребенка, и потребностью в сохранении привычной самооценки.

2.Аффективные переживания, характер их возникновения и протекания, а также способы преодоления различны у разных детей и зависят от индивидуальных особенностей и предшествующего образа жизни каждого ребенка.

3.Существуют некоторые общие своеобразные черты аффективного поведения, которые должны быть отнесены за счет возрастных особенностей младшего школьника.

Во – первых, аффективные проявления в этом возрасте не связываются с определенными конкретными лицами.

Во – вторых, аффективные вспышки длятся сравнительное небольшое время, после чего конфликты заканчиваются, и в промежутках между ними ребенок может чувствовать относительно спокойно и играть с теми же детьми, с которыми только что конфликтовал.

4.Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место, по крайней мере, имеет в двух случаях. Во – первых, когда у ребенка имеются какие – то способности, которые обеспечивают ему частичный успех и таким образом поддерживают его притязания. Во – вторых, когда ребенок, несмотря на неуспех в деятельности, все же получают от кого – либо (например, от родителей или учителя) положительную оценку. Это последнее типично для младших школьников, потому, что у них в отличие от детей более старшего возраста нет достаточной критичности, и частичная поддержка   извне может оказывать влияния на их самооценку.