Адаптационный период для десятиклассников

Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.

Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.

Адаптация – это процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.

С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это, в первую очередь, адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5 классе и, конечно, период адаптации в момент перехода учащихся в 10 класс.

Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, произведена перестановка учителей-предметников, пришли новые учителя, не работающие в этом классе) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения. Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу.

Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями.

Главная задача адаптационного периода десятиклассников.

Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы.

Основные задачи.

  1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».
  2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.
  3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.
  4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.

Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.

Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

  1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.
  2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
  3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
  4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.

 

В начале 2020-2021  учебного года была проведена диагностика по адаптации десятиклассников к обучению в школе. Диагностика включала в себя два этапа:

  1. Диагностика удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса;
  2. Экспресс – методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе

По результатам  всем двум методикам  можно сделать вывод  об уровне адаптации каждого ребёнка, а также каждого  класса в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в диагностике приняло участие 25  обучающихся, 23 обучающихся успешно справились с периодом адаптации к новой ступени  школьной жизни переход из среднего звена  в старшее. У двух обучающихся выявился низкий уровень адаптации.

Рекомендации: классному руководителю

 

  • контролировать успеваемость и посещаемость;
  • способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у обучающихся: проводить беседы, привлекать к групповым творческим занятиям, исследовательской деятельности;
  • обращать внимание на структуру мотивов обучения;
  • способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных перспектив;
  • способствовать проведению классных и школьных мероприятий совместно с родителями и детьми;
  • способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
  • организовывать совместную работу родителей с педагогом- психологом по проблема адаптации ребенка;
  • оказывать поддержку обучающимся, которые претендуют на аттестат особого образца, медаль.

 

Рекомендации педагогам:

 

  • важно увидеть, насколько значима для подростка проблема приобретения статуса среди сверстников, вхождения в новый коллектив;
  • необходимо учитывать резкую смену критериев оценки знаний обучающихся, понимать, поддерживать, поощрять;
  • правильно и своевременно реагировать на изменения в самооценке обучающихся, выявлять их причины;
  • видеть в старшекласснике соратника, консультировать, направлять, корректировать;
  • не перегружать интеллектуально, аргументировать требования, мотивировать обучающихся на построение профессионального будущего.

Рекомендации родителям:

 

  • относиться к детям соответственно их возрасту;
  • способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей;
  • оказывать поддержку при формировании у старшеклассника качественного изменения самосознания; системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа;
  • способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
  • не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно пере оценивание значимости внутренних психологических проблем, попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает»;
  • сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.