Адаптация пятиклассников

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

С  ребятами  пятых классов были проведены диагностики по адаптации к обучению в среднем звене, позволяющие оценить их отношение к своему классному коллективу и психофизиологическое состояние на начало учебного года:

  1. Опросник «Чувства в школе»
  2. Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью
  3. Анкета для родителей сравнение нагрузки 4 и 5 классов.

Можно сделать вывод по всем трем методикам,  что в каждом пятом классе, большинство ребят по результатам опросника  «Чувства в школе», испытывают такие чувства как: спокойствие, усталость, радость, уверенность в себе, сомнение, тревогу за будущее, благодарность, а самое главное желание приходить в школу.

Проведя методику изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью выявились следующие результаты: большинство ребят  идут в школу не всегда с радостью, и не всегда   в хорошем настроении, почти все ребята считают, что у них хороший классный руководитель, у большинства, есть любимые школьные предметы, больше половины ребят привык к новым учителям, было ли в начальной школе лучше по мнению ребят, мнения ребят разошлись, кто-то считает   что,  да, кто-то нет  и на летних каникулах большинство ребят скучали по школе. На вопрос, мне нравится или не нравится в школе были следующие ответы:

Нравятся: всё нравится; друзья предмет ИЗО; учитель истории; учителя предметники; мне нравится ходить в школу, тут хорошие учителя;  друзья, столовая; кормят хорошо; история и еще несколько предметов; урок биологии, географии; английский, русский, математика и литра; учиться; новые предметы;  учиться по некоторым предметам, потому что они даются легко; что наши учителя вежливые;  как кормят в школе, особенно котлеты; учителя; друзья; что учителя очень добрые, хорошо объясняют; теперь что учителя разные; мне нравится наша школа, жаль, что мы сейчас не в ней; одноклассники; всё; общение; труд и всё остальное; уроки по 35 минут; учителя, много не задают; видеться с друзьями; добрые учителя и ученики; всё узнавать что-то  новое; здесь очень интересно; слушать новые темы и учиться; что школа большая; что в школе весело, можно получить хорошие знания; в школе нравится, но учителя строгие;

Не нравится: то что много предметов; вставать рано утром и холодно,  делать домашку, одноклассники; урок истории; громкие звуки; мне не нравится учиться, но нравится общаться; всё и не всё; когда дерутся; много домашних заданий; не очень нравится в школе, потому что она отнимает детство; не в своей школе учиться; учиться в первую смену; что многие предметы для меня сложные; далеко ходить; предмет музыка; то, что этой школе не так круто как в нашей первой; дети, которые предают; что нет спортзала, устаю, потому что много уроков; русский язык; что много задают; не нравится все кроме истории и технологии; плохо кормят в столовой; сидеть водном классе; учительница по русскому языку; то, что одноклассники раздражают;

Из опроса родителей выявилось, что увеличились:

  1. школьные предметы
  2. учебная нагрузка
  3. количество учителей
  4. время на подготовку домашних заданий, почти не изменилось.

Таким образом, адаптационный период проходит на среднем уровне, чтобы помочь ребенку в адаптации к новым условиям, учителя и родители должны учитывать все моменты сложившейся ситуации. Необходимо оказывать психологическую поддержку ребенку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения. Рекомендуется  вести работу по сплочению нового детского коллектива, продолжать  воспитание  нравственных качеств и коммуникативных умений, оказывать помощь и поддержку во всех делах. Содействовать повышению самооценки, создавать ситуации успеха, задействовать  пассивных учащихся в проведении  школьных и классных мероприятий. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, терпение на пути к поставленной цели. Привлекать родителей и обучающихся к проведению совместных социально-значимых дел.